SchoolDesk > Статьи>Диплом из Интернета
 
 

Диплом из Интернета

CHIP, № 8 2005 г.

В мире стремительно развивающихся Интернет-технологий дистанционное образование стало реальной альтернативой традиционному во многих странах мира. Его популярности способствует относительно низкая стоимость по сравнению с обычными формами обучения и возможность выбирать учебное заведение вне зависимости от его удаленности от дома. Теперь, чтобы получить диплом об образовании многих признанных университетов мира, достаточно владеть иностранным (как правило, английским) языком, располагать доступом в Интернет и относительно небольшой суммой денег.

Центры дистанционного образования созданы во многих высших учебных заведениях мира, а годовой доход этого рынка в странах, где развит подобный вид обучения, оценивается во многие миллиарды долларов.

Как все начиналось

Прародителем дистанционного образования считается «корреспондентское обучение» - одна из разновидностей обучения, возникшая в Европе в конце XIX века. Появилась регулярная почтовая связь - и студенты стали получать по почте учебники, а также вести переписку с преподавателями. Тогда это была наиболее доступная возможность получения высшего образования для жителей удаленных местностей. В бывшем СССР дистанционное образование развивалось в виде заочного обучения, которое успешно осуществляли многие вузы. Корреспондентский метод дистанционного дополнительного образования впервые начала продвигать в 90-е годы Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО). Именно в ней россиянам было предложено корреспондентское обучение иностранным языкам, экономическим и другим дисциплинам.

В настоящее время благодаря повсеместному распространению Интернет-технологий стал возможен перенос многих учебных процессов во Всемирную паутину. В Интернете сегодня можно освоить знания школьной программы, получить высшее и дополнительное образование.

В общих чертах процесс обучения в Интернете выглядит следующим образом: после заключения договора на обучение и внесения платы обучающийся получает доступ к системе дистанционного образования (СДО) учебного заведения. В СДО размещаются учебные материалы - интерактивные модули, текстовая информация, задачи, тесты. СДО же составляет ученику оптимальный план занятий и прикрепляет личного куратора обучения (тьютора). Он консультирует учащегося по сложным темам и вопросам, проверяет выполнение контрольных заданий и помогает готовиться к тестам и экзаменам. При обучении на различных специализированных курсах студенты обычно сами определяют порядок и длительность изучения предметов и тем. Но вузы иногда устанавливают сроки изучения и даже требуют очной явки для сдачи экзаменов.

«Русский след»

Первый в мире дистанционный университет Open University был открыт в Великобритании в конце 60-х. При его создании англичане учли опыт российской и американской систем образования тех лет. В первый год число студентов Open University не превышало сотни человек, причем все они были жителями туманного Альбиона. Для обучения была разработана уникальная литература, записаны аудио- и видеокурсы и специальные телевизионные программы. В настоящее время среднегодовая численность студентов со всего света, по данным Open University, составляет приблизительно 200 000 человек. Учебные материалы размещаются в СДО университета, а также выпускаются на дисках.

Сегодня любой желающий старше 18 лет, готовый платить за обучение, может зарегистрироваться на сайте www.open. ac.uk, выполнить требуемые формальности и приступать к обучению (кстати, достижение 18 лет - общее для всех зарубежных учебных заведений требование). Открытый университет предлагает учебные программы на получение степеней бакалавра и магистра в 14 областях. Причем в списке специализаций можно встретить даже такие диковины, как «Европейские гуманитарные проблемы» («European Humanities»). В среднем студенту требуется три года для получения степени бакалавра по дистанционной форме обучения. В программе есть как обязательные для изучения курсы, так и выбранные студентом по предпочтению. Стоимость предметных курсов, входящих в программу Undergraduate, колеблется около €280 за каждый курс.

Здесь необходимо упомянуть о существовании так называемых «систем зачетных единиц». В Европе это ECTS (European Community Course Credit Transfer System), в Америке - USCS (US Credit System), в Британии - CATS (Credit Accumulation and Transfer Scheme). CATS используется для оценки «емкости» полученных знаний. В общем случае зачетная единица представляет собой некий показатель вложенного студентом труда, так как она эквивалентна числу учебных часов. За прохождение предметного курса в Open University студенту начисляется определенное количество «зачетных единиц». По статистике университета, в год студенты набирают не более 60 зачетных единиц (как правило, по 10 единиц за каждый изучаемый предмет). Таким образом, набрав за три года 180 зачетных единиц, можно получить степень бакалавра.

Для приобретения степени «бакалавр с отличием» - «Bachelors Degree (Honours)» требуется изучение курсов не менее чем на 360 зачетных единиц. Грубый подсчет показывает, что получение высшего образования в Open University посредством Интернета выливается в сумму €5000-10 000. Немного, если принять во внимание, что стоимость очного образования в Великобритании может составлять несколько тысяч евро в год, не считая затрат на проживание и проезд. Один из самых известных в России британских университетов - University of Oxford - также предлагает онлайн-обучение (www.con-ted.ox.ac.uk). Среди специализаций - философия, биоинформатика, иммунология, история искусств, компьютерные и другие дисциплины. К примеру, для обучения курсу «Компьютерные технологии в Интернете» вам необходим доступ в Сеть, около 5 тыс. фунтов и некоторый опыт работы с компьютером. Обучение займет около двух лет. В результате вы получите диплом бакалавра и 120 «зачетных единиц». Эти единицы будут зачтены, если вы захотите продолжить образование в любом университете Великобритании. Помимо Open University и University of Oxford более 50 учебных заведений Великобритании предоставляют возможность дистанционного образования. Подходящее учебное заведение и курс обучения можно подобрать

на сайте, посвященном образованию в Великобритании: www.educationuk.ru.

Американское образование - американцам

Рынок e-Learning в США наиболее развит по сравнению с другими странами. Но, увы, предлагает дистанционное образование преимущественно для американцев. Множество университетов и колледжей, известных и не очень, обучают через Интернет. Дистанционно американцы проходят школьные дисциплины и курсы по специальностям, получают высшее образование. Один из примеров - Сервер дистанционного образования США (www.cal-campus.com), где американцы изучают предметы средней школы, которые они по каким-либо причинам пропустили. Результаты онлайн- обучения по предмету после сдачи контрольных тестов засчитываются ученикам в их обычной школе. Тут же дистанционно они могут освоить некоторые курсы из программы высшего образования. Некоторые университеты США засчитывают результаты прохождения таких курсов, если аналогичные включены в их собственные программы обучения студентов.

Отдельного упоминания заслуживает дистанционное обучение инженерным специальностям. К примеру, известный технический университет Georgia Institute of Technology в Атланте обучает через Интернет по следующим специальностям: медицинская физика, аэрокосмические системы, автоматика и кибернетика, машиностроение, строительство зданий и сооружений и т. д. Существенной особенностью процесса обучения здесь является то, что студентам дистанционной формы обучения устанавливаются жесткие сроки изучения предметов и сдачи экзаменов. Студентами дистанционной формы могут стать жители 16 ближайших южных штатов США, но только в том случае, если университеты их родного штата не смогут предложить аналогичной программы обучения. Стоимость обучения относительно невелика - около $700 за семестр.

После успешного окончания обучения в зависимости от выбранной программы и количества усвоенных курсов присваиваются степени бакалавра или магистра технических наук.

Интернет-образование в других развитых странах стоит на тех же китах, что в США и Великобритании: более низкая по сравнению с дневной формой обучения стоимость, максимизация интерактивности, сохранение уровня образования. На этом же базируются известный австралийский University of Southern Queensland (www.usq.edu.au), Канадский телеуниверситет (www.teluq.uquebec.ca) и еще бесчисленное множество учебных заведений.

Интернет-образование в нашей стране традиционно переняло весь наработанный пионерами рынка опыт. Но появились и национальные особенности. В мире дистанционного обучения выделились следующие основные направления: разработка системной оболочки СДО, создание учебного контента, разработка учебных порталов и непосредственно оказание образовательных услуг (за рубежом, как правило, каждая компания специализируется на профильном бизнесе).

Российские компании зачастую не только разрабатывают оболочку курсов, но и занимаются созданием самих курсов, внедрением системы и предоставлением полного спектра услуг по обучению. Отечественных разработчиков СДО не так уж много, среди них - НОУ «Институт виртуальных технологий в образовании» (СДО «Прометей»), Центр компьютерного обучения «Специалист» и Bauman Computer Training Company (совместная разработка системы корпоративного обучения Bauman Training), учебный центр REDCENTER (система дистанционного тренинга RED-CLASS), компания «ГиперМетод» (eLearning server), интернет-школа «FlpocBenieHHe.RU» и ряд других.

Наиболее известна в России СДО «Прометей» (www.prometeus.ru), ее интерфейс переведен на несколько языков, в том числе украинский, казахский, узбекский и английский. Система позволяет полностью автоматизировать все этапы ДО - от приема заявок и обучения до выдачи сертификата.

Другая известная разработка - платформа компании «ГиперМетод» (www.hyper-method.ru) - примечательна тем, что снабжена развитыми средствами синхронного обучения. Они позволяют использовать различные виды трансляций в Интернете, текстовые и графические чаты, форумы для общения преподавателей и студентов. В режиме «графического чата» окно браузера используется подобно классной доске в кабинете школы. Если в чате проходит важная консультация, протокол сообщений сохраняется. Специальная программа eBoard позволяет организовать передачу изображения рабочего стола преподавателя учащемуся, и, наоборот, в режиме онлайн. Обе эти системы давно используют многие учебные заведения и крупные корпорации.

Несмотря на то, что большинство известных СДО масштабируются в соответствии с потребностями заказчиков, многие производители предлагают создание программных комплексов под нужды конкретного вуза. В некоторых случаях это действительно может быть оптимальным вариантом и с точки зрения конечной стоимости продукта, и с точки зрения соответствия функциональности СДО задачам учебного процесса.

Лидерами среди обучающих Интернет-программ для школьников являются проекты «Открытый колледж» (www.college.ru), «Виртуальная школа Кирилла и » Мефодия» fvschool.kin.ru) и телешкола «Просвещение.RU» (www.teleschool.ru). В «Открытом колледже» после бесплатной регистрации можно самостоятельно изучать основные предметы школьной программы, решать задачи и отвечать на проверочные тесты. За достигнутые успехи система начисляет очки, и на сайте публикуется лучшая десятка школьников. В скором времени компания обещает запустить новый wap-проект «Мобильный колледж», который можно будет просматривать с помощью сотового телефона. Тестовая версия проекта доступна по адресу wap.college.ru.

Доступ к материалам «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» можно получить за символическую плату $10 в месяц (а заодно и ко всем остальным платным проектам компании). В виртуальной школе доступно и наглядно изложены материалы большинства школьных предметов. Дошкольники могут поучиться в «ВШ» мастерству оригами, азбуке, а также познакомиться с правилами дорожного движения. В помощь старшеклассникам на сайте собраны тексты произведений, изучаемых в курсе литературе.

Получить настоящий аттестат о среднем образовании, сидя дома за компьютером, можно в телешколе «Просвещение. RU». Правда, Интернет-обучение проводится только по программе 10-11 классов. Итоговая аттестация по результатам обучения проходит очно, в московской общеобразовательной государственной школе № 497. Этот вариант подходит для детей, которые по разным причинам не могут посещать обычную школу. Теперь в перерывах между «стрелялками» и «бродилками» ваше чадо может окончить школу. Здесь же за небольшую плату можно в режиме онлайн подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз.

Российское высшее дистанционное образование, как правило, не подразумевает применение одних лишь дистанционных и веб-технологий. Как было отмечено выше, для сдачи государственных экзаменов, защиты дипломной работы, а в некоторых случаях и сдачи сессии (раз в год) студенту необходимо все же посещать альма-матер. Думается, что получение виртуальных дипломов вообще без появления в вузе было бы слишком большим соблазном. Низкая стоимость онлайн-обучения вполне допускает небольшие дополнительные траты на привлечение малоимущих студентов к обучению и сдаче виртуальных зачетов и экзаменов за виртуального студента.

На кого в первую очередь рассчитывают учебные заведения, предлагая дистанционное обучение? Как правило, это люди до 35 лет, хорошо знакомые с компьютерными технологиями и Интернетом. По самым разным причинам (занятость на работе, в спорте и т. д.) они не хотят или не могут получать образование по стандартным схемам. Считается, что они мотивированы будущими выгодами от применения полученных знаний, поэтому придерживаются графика и определенного темпа занятий. Правда, в исследованиях двухгодичной давности отмечалось, что около половины Интернет-учащихся и студентов не закончили обучение, а те. кто все-таки дошел до финала, одним из главных мотивов называли нежелание потерять уплаченные в начале учебы деньги. В России дистанционное обучение открывает дополнительные возможности для жителей удаленных от образовательных центров районов страны.

Будущее

Недавние исследования компании BusinessEurope.com показали, что мировой рынок Интернет-образования стоит сегодня не менее $18 млрд. Разумеется, большая половина этой суммы приходится на долю США, чьи солдаты даже во время войны в Ираке продолжали заниматься на Интернет-курсах. Оставшиеся миллиарды распределяются между европейским и азиатским рынками дистанционного образования.

На этом фоне достижения Интернет-образования в России пока выглядят очень и очень скромно. Однако, как показывает статистика самих учебных заведений, за последние годы число Интернет-студентов стремительно возросло. Так, в Тюменском государственном университете (www.distance.ru) общее число студентов-дистанционщиков в 2003/2004 учебном году составило немногим менее 5000 человек, при том что три года назад их было чуть более 200!

Однако скептики утверждают, что онлайн-образование - зря потраченные деньги. Студенты традиционных форм обучения, по их мнению, получают знания не только на лекциях, но и посредством общения с преподавателями, и от «незримого духа просвещения», обитающего в стенах вуза. Кроме того, дистанционные формы обучения не могут обеспечить необходимого контроля за самостоятельным выполнением учеником тестовых и контрольных заданий (ведь под рукой у него все ресурсы Интернета).

Возможно, скептики правы, но прогноз относительно дистанционного образования однозначен: этот рынок будет интенсивно развиваться уже в ближайшие годы. Этому могут способствовать несколько факторов: во-первых, дистанционное образование позволяет позволяет учиться и получать дипломы престижных учебных заведений, не покидая родного города, во-вторых, дистанционное образование обходится намного дешевле очных форм обучения, что немаловажно для жителей нашей страны, и в-третьих - обучение с использованием Интернет-технологий откроет дорогу к высшему образованию (в том числе и в зарубежных университетах) для людей, ограниченных в движении, и инвалидов, а это, в свою очередь, является приоритетным направлением социальной политики во всех цивилизованных странах. Сочетание всех этих факторов позволяет по-новому осмыслить и оценить потенциальные возможности дистанционного образования в нашей стране.

И как знать - может, уже в ближайшие годы Россию ожидает бум дистанционного образования.

Татьяна Богданова

Получайте новости с schooldesk на почту

Данная информация не является публичной офертой, определяемой положениями статей 435,437 Гражданского Кодекса РФ