SchoolDesk > Статьи>Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии
 
 

Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии

П.И.БЕЛОСТОЦКИЙ, Г.Ю.МАКСИМОВА (школа N 1012), Н.Н.ГОМУЛИНА, методист ЗАО, г. Москва

Несмотря на большие трудности, которые переживает в настоящее время отечественное образование, компьютерная техника, а следовательно, и компьютерные образовательные технологии начинают внедряться в учебный процесс. И конечно, наиболее активны в этом отношении мы, учителя физики, - используем возможности школьных кабинетов информатики, компьютеризированное рабочее место учителя (КРМУ) с большим монитором или видеопроектором, даже домашние компьютеры учащихся. Благо, что имеющееся лицензионное и авторское программное обеспечение позволяет решать совсем по-новому и, полагаем, достаточно эффективно многие проблемы курса физики. На выездных семинарах по теме «Компьютерные технологии в преподавании физики», которые проводит МИПКРО в школе N 1012 Западного административного округа г. Москвы, слушателей знакомят с методикой преподавания физики с использованием компьютерных технологий и, что самое главное, с ролью учителя в этом процессе. На этих семинарах не только слушают, но и активно работают, причем каждому слушателю выделяется подготовленный учащийся-ассистент из 10-11-го классов.

Прежде всего хотим обратить внимание на мультимедийный компьютерный курс в двух частях «Открытая физика» (разработчик ФИЗИКОН, МФТИ), в котором охвачены все разделы, предусмотренные программой общеобразовательной школы. Компьютерный курс состоит из модулей - компьютерных экспериментов, Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты. Изменяя параметры и наблюдая результаты, можно провести всестороннее интерактивное физическое исследование по каждому эксперименту.

Интересно и качественно выполнены видеозаписи многих известных демонстрационных экспериментов. Мы рекомендуем сначала познакомить учащихся с пользовательским интерфейсом на примере какой-нибудь конкретной темы, а затем в течение учебного года давать на дом задачи, предлагаемые авторами курса или учителем. Обсуждать результаты можно на последующих уроках, дополнительных занятиях или семинарах, интерфейс пользователя очень прост, доступен и унифицирован, что позволяет подготовленному учащемуся работать с программой самостоятельно. К сожалению, небольшие размеры окна не позволяют наглядно использовать программу в ходе урока, даже если есть большой монитор. А вот в школах, где есть современные видеопроекторы, «Открытая физика» позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Например, в теме «Постоянный ток» натурный эксперимент по выявлению зависимости между силой тока и напряжением можно продублировать компьютерным, практически повторив те же измерения. После того, как установлено доверие к компьютерному конструктору, можно «собрать» и более сложную электрическую цепь (рис.1), расчет которой обычно вызывает большие трудности у учащихся.

В школах или классах с расширенным или углубленным преподаванием физики при изучении механики полезна работа с «Компьютерным физическим практикумом» (разработчики ЦСПИ В.А. Давыдов и др.). «Практикум» также интерактивен, и мы рекомендуем его использовать и при фронтальной работе под руководством учителя, и при демонстрациях на КРМУ, и, опять же, в домашних условиях, поставив перед учащимися конкретную задачу. Например, в теме «Движение по наклонной плоскости» полезно исследование, в ходе которого учащиеся определяют коэффициент трения скольжения, исходя из условия р = tg(a1), где a1 - угол наклона плоскости, при котором брусок начинает соскальзывание.
Очень полезно использовать программу «Физика в вопросах и ответах» (автор В.В. Сизов, МГУ). Это компьютерное пособие предназначено для тестирования знаний учащихся. Наглядная итоговая ведомость дает возможность не только оценить знания учащихся. но и понять, какие вопросы даются наиболее тяжело. В общеобразовательных школах целесообразно использовать эту программу при закреплении соответствующих тем курса и подготовке к итоговому тестированию с уровневой дифференциацией. Благодаря тому, что окна пользовательского интерфейса большие и хорошо подобран шрифт, учитель может фронтально работать с программой на КРМУ. Например, в теме «Механическое движение» полезно предложить учащимся выбрать, какой из четырех заданных графиков движения соответствует данным, указанным в таблице (рис. 2).
Для подготовленных школьников можно организовать работу с компьютерной обучающей программой «Курс физики для школьников и абитуриентов» (автор Л.Я. Боревский, «Компьюлинк»). Курс содержит электронный гипертекстовый учебник и справочник, включающий в себя основной и дополнительный теоретический материал и достаточно полный комплект сложных задач, которые предлагается решать в интерактивном режиме, пошагово. Модели изучаемых явлений и возможности анимации позволяют разобраться и в условии предложенной задачи, и в методах ее решения.
В школах с современным компьютерным классом учитель может организовать сначала вводное занятие для быстрейшего овладения навыками общения с программой, а затем - занятия по обучению решению задач и проверке знаний, причем оценить успехи школьника позволит дневник. Полезно провести вводный курс на КРМУ, а затем уже предлагать учащимся самостоятельно работать с отдельными задачами в кабинете информатики, на дополнительных занятиях или дома с последующим обсуждением или разбором содержания задач и методик их решения. Задачи сопровождаются анимацией, развернутым табло выбора возможных вариантов и т.д. (рис. 3, см. с. 13).
Особое внимание хотим обратить на компьютерную проектную среду «Живая физика» (разработчик фирма «Knowtedge Revolution», русская версия подготовлена ИНТом ). В основном программа ориентирована на изучение движения в гравитационном. электростатическом, магнитном или любых других полях, которые позволяет описать фантазия. Программа объединяет аппарат численного интегрирования, анимацию результатов вычислений и удобные средства управления.
От рассмотренных выше программ эта отличается, во-первых, очень высокой степенью интерактивности: схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля можно создавать при помощи простых манипуляций мышью, а во-вторых, наглядным отображением физических процессов при помощи анимации, графиков, таблиц, векторов (рис. 4). Возможность произвольно комбинировать идеальные и реальные условия опыта поможет лучше понять новый материал, решить задачу, осмыслить лабораторную работу.
К программе прилагается прекрасно подготовленное «Руководство пользователя», подготовленное ИНТом, позволяющее учителю легко разобраться во всем самому и подготовить учащихся-ассистентов, с помощью которых он может сам разработать огромное число изящных имитационных моделей для КРМУ, удовлетворяющих самым строгим требованиям методики и психологии обучения физике. Кроме того, в самой среде дан целый пакет наглядных иллюстраций, моделей и экспериментов. И наконец, сотрудники ИНТа М.А. Шапиро, В.В. Бронфман и др. разработали очень большой пакет моделей в среде «Живая физика», который придется по душе многим учителям. Например, модель движения тела, брошенного под углом к горизонту (рис. 4), делает одну из наиболее сложных тем курса физики самой любимой и интересной для учащихся. В сочетании с натурным экспериментом, используя КРМУ, учитель может показать зависимость параметров движения от угла бросания и начальной скорости, особенности изменения во времени координат и проекций скорости на оси Ох и Оу и многое другое. В частности, наглядно можно исследовать влияние силы сопротивления, как и почему она сама изменяется во время движения.

Где можно приобрести данные обучающие программы?
Если в вашем городе нет специализированных магазинов, рекомендуем обратиться в федеративный комитет развития педагогических технологий и образовательной инженерии «Школа будущего», который осуществляет внедрение информационно-технических средств в школы,
Адрес «Школы будущего»: 105484, Москва, а/я 6. Тел./факс: (095) 369-6624. На сегодняшний день в каталогах «Школы» более 25 учебных CD-ROM. Наряду с использованием компьютерных обучающих и контролирующих программ перспективно применение компьютера в качестве программно-аппаратного средства, т.е. как измерительного прибора. Да еще какого! Но это уже отдельный разговор...

Данная информация не является публичной офертой, определяемой положениями статей 435,437 Гражданского Кодекса РФ

Политика конфиденциальности  Согласие на обработку персональных данных  Политика обработки файлов Cookie